Пояснительная записка
В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении.
Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Кузбасса, с его историческими и природными особенностями.
Основная задача элективного курса «Краеведение» - углубление знаний с историей открытия и освоения родного края, географией, климатом, подземными сокровищами, животным и растительным миром, культурой и хозяйственной деятельностью людей.
Содержание программы, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям обучаемых, а с другой стороны, представляет возможность получения опыта работы на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Краеведческий курс рассчитан на учеников десятых классов, на 34 учебного времени. Результаты апробации показали, что работать по программе можно и в девятых классах.
^ Цели программы - формирование у учащихся комплексных знаний о родном крае и городе, их положительных образов; создание условий для формирования у школьников и ндивидуального опыта творческой деятельности; воспитание патриотического отношения к своему краю, позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.
Задачи:
Дать представление о физико-географической характеристике и экологических проблемах города Новокузнецка и Кемеровской области.
Познакомить с историей государственности Сибири от первых племенных союзов до вхождения в состав России.
Познакомить с культурой и бытом коренных народов Кузбасса, воспитывать чувства уважения к их традиционной культуре.
Стимулировать интерес к истории своего города, области через встречи с интересными людьми, экскурсии, походы и т.д.
Формировать практические навыки и умения, необходимые для исследовательской деятельности.
При изучении курса «Краеведение» по программе учащиеся получат возможность:
1. Узнать:
- суть понятия «краеведение»;
- исторические особенности формирования нашей области;
- происхождение географических названий на карте области;
- основные полезные ископаемые и особенности их формирования;
- интересные природные объекты;
- демографическую ситуацию в области и городе Новокузнецке;
- национальные обычаи и традиции местных народов;
- рекреационный комплекс нашего края;
- экологические обстановку и проблемы Кемеровской области и г. Новокузнецка;
- родословную своего родного города, его настоящее и будущее;
- историко-культурные достопримечательности города Новокузнецка.
2. Научиться:
- вести собственные наблюдения и исследования окружающей среды;
- работать с картами, таблицами, с информационными источниками;
- работать с определителями растений, минералов, горных пород;
- соотносить события, процессы истории Кузбасса с определенными периодами истории России;
- решать творческие географические задачи;
- прогнозировать последствия воздействия человека на компоненты природного комплекса края;
- выполнять исследовательские задания;
- составлять конспект, готовить реферат, доклад, самостоятельно подбирать литературу.
^ 3. Воспитывать в себе:
- уважающую себя личность (думающую, творческую и свободную), пробудив интерес к семейным традициям и стать посредником между поколениями своей семьи.
^ Методика отслеживания результатов.
Участие в районных, городских и областных мероприятиях краеведческого направления (олимпиадах, краеведческих чтениях, конференциях и т.д.)
Проведение краеведческих конкурсов, игр.
Организация тестового контроля, викторин.
^ Формы подведения итогов реализации программы.
В течение изучения курса учащиеся принимают участие в районных и городских краеведческих олимпиадах и конференциях, научно-практической конференции школьников города. Контрольный зачет по программе – защита реферата, учебно-исследовательской работы по краеведению.