При проведении дистанционного курса организаторы реализуют принцип открытого образования, главной целью которого является - научить человека максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы.
При реализации модели образовательного путешествия мы старались найти такие способы, с помощью которых можно вывести школьников «за границу» их потребительского отношения к культуре, привычного отношения к миру, традиционного отношения к форме и методам обучения и организовать их личную встречу с Культурой.
Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой.
Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников.
Цель путешествия — не просто географическая точка на карте, это реальная возможность найти ответ на Вопрос — индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие.
В самом путешествии школьники участвуют в различных видах деятельности: Отвечают на вопросы экспертов, формируют визитные карточки - делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю (краеведение), создают образовательные произведения, которые могут быть затем, подобно любым произведениям культуры, переданы другим людям.
При реализации модели образовательного путешествия, именно как модели открытого образовательного пространства, мы ввели особую педагогическую позицию — руководитель путешествия (тьютор).
Позиция тьютора закрепилась в культуре как позиция педагога, который помогает школьнику создавать собственную образовательную программу, консультируя его при необходимости по очень разным вопросам.
Тьютор углубляет интерес школьника, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры. Он изучает стиль образовательного действия каждого школьника, и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие ребят в самой экспедиции. Таким образом, первоначально разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются в общем сценарии экспедиции.
Современные образовательные путешествия, как и любые другие модели организации открытого образовательного пространства, формируют одно очень важное качество, а именно, образовательную мобильность — качество как нельзя более актуальное сегодня, и, к сожалению, практически не представленное в отечественной системе образования.
Образовательная мобильность - это не только возможность перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденными ресурсами, но и формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, а не только по определенным учебникам и с конкретным учителем.
Создавая модель образовательного путешествия как одну из моделей организации открытого образовательного пространства, мы исходили из того, что навыки самообразования, приобретаемые школьниками во время наших путешествий, являются сегодня базой для решения будущих профессиональных и социальных проблем наших детей, а знание истории культуры позволит им эти проблемы анализировать, опираясь на культурные прецеденты.